Статьи Путешествия Турбазы Информация Презентации
Достопримечательности
Достопримечательности Центральной России
Достопримечательности Северо-Запада России
Достопримечательности Юга России
Достопримечательности Приволжья
Достопримечательности Урала
Достопримечательности Сибири
Достопримечательности Дальнего Востока
Страны мира
Абхазия
Украина (Крым)
Египет
Турция
Полезные ссылки

Презентации

Презентация "Евразия"
Презентация "Азия"
Презентация Бразилия
Презентация "Семь чудес России"
Презентация Франция
Презентация "Испания"
Презентация "Япония"
Презентация "Россия"
Презентация "Санкт-Петербург"
Презентация "Африка"
Презентация "Канада"
Презентация Италия
Презентация "США"
Презентация Великобритания (Англия)
Презентация "Китай"
Презентация "Индия"
Презентация Германия
Презентация "Океаны"
Презентация "Центральная Россия"
Презентация "Австралия"
Презентация "Южная Америка"
"Рим" презентация
Презентация "Антарктида"
Презентация "Северная Америка"
"Европа" презентация

Реклама


Главная ->   Достопримечательности Северо-Запада России ->   Ленинградская область ->   Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор

Казанский кафедральный собор, Санкт-ПетербургКазанский кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге — православный кафедральный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви. Один из фасадов собора (полностью скрытый грандиозной колоннадой ) выходит на Невский проспект, абсида собора обращена в сторону Канала Грибоедова и с проспекта не видна. Перед западным фасадом расположена полукругом чугунная решётка, считающаяся шедевром литейного искусства.

Собор дал название Казанскому острову в дельте Невы, Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и Казанской улице, которая отходит от собора.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 25
Телефон: (812) 318-4528
Станция метро: "Невский Проспект".

Икона Казанской Божией Матери

В этом огромном, полукругом распластанном соборе с могучей коринфской колоннадой и величественным куполом хранилась самая чтимая в столице икона - Казанской Божией Матери, перед которой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и скромный простолюдин. Из многих списков чудотворного образа только петербургский и московский пользовались известностью во всей Империи.
Датируемая концом XVI века икона появилась в Петербурге в 1710 году; ее, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в "небольшой светличке" - деревянной часовне у Невки, на Посадской улице Городового острова (позже Петроградская сторона), где тогда находился центр новой столицы. Через два года в часовне была установлена полотняная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которую по иконе часто называли Казанской. Со временем часовня обветшала, и в 1727 ее закрыли, перенеся утварь и образа в Троицкий собор близ Петропавловской крепости. Местная икона уже в те годы считалась чудотворной.

По проекту М. Г. Земцова 6.IХ.1733 на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее освятили З.VII.1737 в присутствии Императрицы Анны Иоанновны, которая днем раньше сопровождала пешком чудотворный образ, переносимый в храм. Живописное убранство в храме исполнили художники Канцелярии от строений, скульптурное - мастер И. Геринг, иконы написали И. П. Горскин и Г. И. Мелентьев.

Уже в конце XVIII века церковь на главной улице Петербурга, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В конце XVIII века Д. Кваренги и Н. А. Львов работали над проектом нового собора, но он, однако, остался на бумаге.

История строительства собора

Взамен обветшавшей Рождественской церкви 1733 – 1737гг. для хранения чудотворной иконы Казанской Божией Матери было решено возвести Казанский собор. По требованию императора Павла I, здание должно было напоминать собор Святого Петра в Риме с его круговой колоннадой. В 1799 – 1800 гг. был проведен конкурс на проект собора. В конкурсе приняли участие П. Гонзаго, Ч. Камерон, Ж. Тома де Томон, однако результатов он так и не дал. Год спустя строительство было поручено сорокалетнему архитектору А. Н. Воронихину, который происходил из крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и президента Академии художеств. 

Чтобы органично вписать собор в структуру Невского проспекта и соблюсти каноны культового строительства, в соответствии с которыми алтарная часть должна находиться в восточной части храма, а главный вход с западной, Воронихин связал Невский проспект с собором 96-колонной, четырехрядной колоннадой.

27.VIII.1801 Александр I заложил трехпридельный храм. К 1805 году здание возведено до карниза, гранитные колонны установлены в начале 1806 года, в 1808 – 1811 гг. проводились внутренние штукатурные работы и отделка наружных колонн, постройка купола и установка лепных деталей. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.Строительство длилось 10 лет и обошлось казне в 4,7 млн. руб. Храм освятил в высочайшем присутствии 15.IХ.1811 митрополит Амвросий.

Казанский собор. Памятник Кутузову. Скульптор Б.И. Орловский. Шедевром Воронихина стала изумительной красоты чугунная ограда, установленная в 1811 – 1812 гг. с западной стороны собора, органично связанная с ним.

Законченный перед началом Отечественной войны с Наполеоном, собор стал своеобразным ей памятником, особенно после того как в 1813 в его левом приделе был погребен фельдмаршал кн. М. И. Кутузов-Смоленский. Внутри храма были развешены захваченные у французов знамена, штандарты и ключи от взятых городов. В 1837 году на площади перед колоннадой открыты памятники полководцам М.И.Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, созданные скульптором Б.И. Орловским. Постаменты, спроектированные архитектором В.П. Стасовым, изготовил С. Суханов.

В 1899 – 1900 садовые мастера Р.Ф. Катцер и П.И. Визе устроили на площади сквер.

До открытия Исаакиевского собора Казанский был кафедральным. После освящения в 1858 году кафедрального Исаакиевского собора Казанский собор приобрел значение придворного храма царствующего Дома Романовых.
Все важные события в царской семье отмечались в Казанском  соборе богослужениями.

Описание собора

Храм стоит на высоком гранитном цоколе, имеет в плане форму латинского креста, вытянутого с запада на восток, и расположен в глубине площади. Дугообразная колоннада коринфского ордера примыкает к ассиметричному продольному северному фасаду здания, обращенному к Невскому.

Колоннада Казанского собора, Санкт-ПетербургКолоннада охватывает пространство площади, ее боковые порталы служили проездами. Над колоннадой поднимается барабан, прорезанный окнами и декорированный пилястрами и купол. Высота собора с крестом - 71,5 метра. Центр северного фасада отмечен портиком, перекрытым фронтоном. Входы в собор акцентированы шестиколонными портиками с широкими ступенями. По всему фасаду здания идет мощный аттик, скрывающий кровлю. На аттиках проездов помещены барельефы: с восточной стороны - «Источение воды Моисеем в пустыне» И. П. Мартоса, с западной – «Воздвиженье медного змия» И.П. Прокофьева. Над апсидой находится барельеф Ж.-Д. Рашетта «Вход Господень в Иерусалим». В северном портике помещены барельефы Ф.Г. Гордеева «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет».

Кирпичные стены облицованы пудостским камнем, добываемым близ Гатчины. Колоннада Казанского собора возведена мастером-каменотесом Самсоном Сухановым с артелью. Ими же выполнены внутренние монолитные гранитные колонны. В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, выполненные С.С. Пименовым, Иоанна Крестителя, выполненная И.П. Мартосом и Андрея Первозванного, выполненный П.П. Прокофьевым, законченный В.И. Демут-Малиновским. В северном портике установлена копия знаменитых дверей итальянского ваятеля Гиберти, выполненных им для флорентийского баптистерия. Для создания копии Воронихин пригласил лучшего литейного мастера России Василия Екимова. По хранящимся в Академии художеств гипсовым формам Екомов с ювелирной точностью воспроизвел в бронзе «Врата рая» Гиберти. Двери состоят из десяти рельефных многофигурных панно на сюжеты библейских легенд. Отливка бронзовых статуй, установленных в нишах собора, была также поручена В.П. Екомову

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двухрядными колоннадами из розового финского гранита с золочеными коринфскими капителями и базами. Всего колонн 56. Центральная часть перекрыта цилиндрическим сводом, опирающимся на колоннады. Боковые нефы перекрыты кессонами. Пол карельского мрамора, мозаичный. Огромные окна наполняют светом обширное внутреннее пространство собора. Над южными вратами находится барельеф Ф.Ф.Щедрина «Несение креста», над северными барельеф Ж.-Д. Рашетта «Взятие Иисуса Христа воинами в Гефсиманском саду». 

Все лепное убранство исполнили Ф. Торичелли и Б. Медичи; резчики А. Леблон и Ф. Кретьен вырезали иконостасы, алебастровые фигуры в которых сделали Мартос, Щедрин и Прокофьев. Образа были поручены видным академикам: В. К. Шебуеву, А. Е. Егорову, А. И. Иванову, Ф. П. Брюлло, С. С. Пекину, О. А. Кипренскому и др. (большинство ныне хранится в Русском музее).

Царские врата отлил из серебра П. Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любви, укрепленные под куполом, а Ж. Герен - огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. После изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя - чеканные серебряные хоругви.

В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реставрационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни.

Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан.

В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И. и А. И. Вольских, а также старинный крест XVII века с частицами св. мощей. К освящению председатель строительной комиссии гр. А. А. Строганов поднес замечательную дарохранительницу из уральских и сибирских самоцветов, украшенную бронзовыми фигурами и иконами, написанными на финифти Д. И. Евреиновым. Тогда же от Императрицы Марии Феодоровны поступил золотой потир со вставками из алмазов и рубинов.

Тонкой резной работой по мрамору отличается Царское место, выполненное С. Сухановым. Рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне- манифест 1815 года о Священном союзе. У входа находились памятные каменные доски об освящении собора и барельефы Павла I и Александра I. Снаружи, на алтарной стене, помещался образ Казанской Божией Матери, написанный в 1865 акад. И. А. Тюриным.

Церковная жизнь

Начиная с 1743 ежегодно, 30 августа, из Казанского собора по Невскому к Александро-Невской лавре шел самый торжественный в столице крестный ход, в котором поначалу участвовали Государи и кавалеры ордена св. Александра Невского (позднее он начинался от Исаакиевского собора). Этот день в Петербурге считался выходным. 4 апреля крестный ход направлялся к часовне у Летнего сада в память о том, что Александр II после покушения Каракозова прибыл помолиться в собор перед образом Заступницы Небесной. С ее иконой 4 июля верующие шли к Успенскому храму на Сенной площади, чтобы отметить избавление города от холеры в 1849 году.

Престольный праздник 8 июля собирал огромное количество народа, и поэтому молебен перед чудотворным образом служили на площади у собора, на особом помосте. Столь же торжественно отмечались "царские дни", когда на богослужении присутствовали члены императорской фамилии, министры и видные сановники. При пении "Тебe, Бога, хвалим" с Петропавловской крепости гремел пушечный салют. 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, на молебен сходились тысячи учащихся церковно-приходских школ, а 14 января - на свой национальный праздник св. Саввы - столичные сербы. 25 декабря, день победы над Наполеоном, отмечался особым благодарственным молебном.

С 1870 в приходе работало благотворительное общество со школой-приютом, бесплатной столовой, богадельней, домом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком. 28.Х.1893 в переполненном соборе отпевали П. И. Чайковского. В Пасху 1916 впервые в столице пасхальную за утреню служили у храма, на площади перед ним.

Соборный причт перед революцией состоял из шести протоиереев и четырех священников. Среди служивших в храме надо упомянуть: прот. Тимофея Ферапонтовича Мысловского, автора книги "Молитвы за умерших", и последнего (с 1913) настоятеля прот. Философа Николаевича Орнатского, видного общественного деятеля, одного из новомучеников. В конце ноября 1920 митрополит Вениамин освятил в соборе придел свмч. Ермогена, патриарха Московского.

ХХ век в истории собора

После 1917 г. с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем. Ограбленный при изъятии церковных ценностей собор был в апреле 1932 закрыт для верующих (решение Леноблисполкома от 26.ХII.1931 и Президиума ВЦИК от 10.III.1932), а 15 ноября того же года открыт как Музей истории религии и атеизма.Внутренне пространство храма было поделено на "экспозиционные залы" различными перегородками. Чудотворная икона была перенесена во Владимирский собор, где помещена у правого клироса. Другие иконы были переданы государственному Русскому музею. Иконостас варварски уничтожен.

Фашистская блокада Ленинграда не прошла бесследно для Казанского собора. Во время блокады города в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт Казанского собора.

 В середине 1950х годов проходила реставрация интерьеров храма под руководством Я.А. Казакова. В 1975-1978 годах отреставрировали ограду.

В Троицу 1991 в левом приделе возвращенного епархии Казанского собора возобновились богослужения, через год - в главном. 30 мая 1994 года купол собора вновь был увенчан крестом.
29 марта 1998 года торжественно, согласно уставу, архиерейским чином освящён престол и весь Казанский собор в Санкт-Петербурге. Этим освящением собор очищен от атеистического осквернения и возвращён в прежнее каноническое достоинство.

Указом патриарха Алексия II от 31 декабря 2000 года собору был присвоен статус кафедрального и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.

Мы будем Вам благодарны если Вы оставите отзыв:

Имя:
Текст:
     

Отзывы:

  12 января 2011 в 08:45  |  Марина

Когда выходишь из метро и видишь этот собор, то поражаешься его монументальности и величию. В храме всегда стоит очередь из людей, которые хотят подойти к иконе Казанской Божьей матери.