Статьи Путешествия Турбазы Информация Презентации Контакты
Достопримечательности
Достопримечательности Центральной России
Достопримечательности Северо-Запада России
Достопримечательности Юга России
Достопримечательности Приволжья
Достопримечательности Урала
Достопримечательности Сибири
Достопримечательности Дальнего Востока
Страны мира
Абхазия
Украина (Крым)
Египет
Турция

Презентации

Презентация "Азия"
Презентация "Семь чудес России"
Презентация "Испания"
Презентация "Япония"
Презентация "Россия"
Презентация "Санкт-Петербург"
Презентация Италия
Презентация Великобритания (Англия)
Презентация "Африка"
Презентация "Канада"
Презентация "США"
Презентация Германия
Презентация "Китай"
Презентация "Индия"
Презентация "Океаны"
Презентация "Южная Америка"
Презентация "Евразия"
"Рим" презентация
Презентация "Антарктида"
Презентация "Северная Америка"
Презентация "Египет"
"Лондон" презентация
"Европа" презентация
Презентация "Центральная Россия"
Презентация "Австралия"

Реклама


Главная ->   Статьи ->   К дискуссии о правильности установки мемориала Европа-Азия на 17 км. Московского тракта.

К дискуссии о правильности установки мемориала Европа-Азия на 17 км. Московского тракта.

 Ворошилин С.И. кандидат медицинских наук, краевед.
Винер В.А., профессор РАИП,краевед

Прохождение границы Европы и Азии вблизи города всегда было предметом гордости жителей Екатеринбурга, наряду с сознанием того, что Екатеринбург является крупнейшим городом Центрального (Среднего) Урала, столицей всего Урала, претендующим на статус Третьей Столицы России.

 Вопрос о границе между Европой и Азией, казалось бы давным-давно решенный, и никогда никем не подвергавшейся сомнению, неожиданно снова привлек внимание жителей города Екатеринбурга и стал источником сомнений и споров. Причиной сомнений стало появление в августе 2004 года на западной границе города, на 17 километре Нового Московского тракта, Мемориала, обозначающего границу Европой и Азией. Новый Мемориал внезапно для горожан приблизил Европу к городу почти на 25 км и поместил ее в черту города. При таком положении границы, после запланированного расширения границ города в недалеком будущем, значительная часть территории Екатеринбурга, который мы привыкли считать Азиатским городом, должна оказаться на территории Европы.

 Недоумение жителей Екатеринбурга в связи с неожиданным появлением границы между Европой и Азией почти на территории города вполне понятно и объясняется тем, что создатели нового знака не объяснили горожанам основания для такого перемещения. Были лишь лаконичные упоминания о том, что ученые показали, что граница Европы и Азии проходит на 17-м километре. Они не нашли необходимым познакомить граждан с теми научными материалами, на основании которых произошло такое перемещение границы континентов. Жители же привыкли к тому, что граница находится на 25-30 км к западу от нового знака. В результате многие отнеслись к появлению упомянутого мемориала с недоверием, как к «пиаровской или коммерческой акции властей города».

 Посетив Мемориал, испытываешь чувство недоумения. Место расположения стелы не демонстрирует наличие в этой месте автострады заметных признаков перевала, который должен бы быть в точке водораздела, и который хорошо просматривается у исторического обелиска на Старом Московском тракте. Кроме того, вспоминается, что Новый тракт в точке, отстоящей в 6-7 км к западу от новой стелы, пересекает реку Решетка, которая впадает в реку Исеть, а обе реки принадлежат к бассейну Азиатских рек, и следовательно, там, на западе от нового мемориала, находится Азия.

 Однако, внимательное рассмотрение даже доступных населению карт окрестностей города, в том числе масштаба 1: 100 000 (километровка) показывает, что скорее можно удивляться тому, что факт прохождения границы континентов в 15-20 км от Екатеринбурга не был отмечен раньше. Граница (точнее некоторые из точек границы, как на Новом Московском тракте, так и на Старом Московском тракте) действительно проходит намного ближе к Екатеринбургу, чем это считалось обычно. Причиной является то, что граница водораздела, являющегося границей Европы и Азии, в окрестностях Екатеринбурга, действительно чрезвычайно сложна и на участке исторического столба на Старом Московском тракте до точки, близкой к вновь поставленному знаку на Новом Московском тракте, идет практически с запада на восток.. 

 Вопрос о границе между Европой и Азией в окрестностях Екатеринбурга неоднократно обсуждался на различных конференциях, из которых последними значимыми были две конференции, проводившиеся в Екатеринбурге в 2002 году. Первой был научный семинар, проводившийся в начале 2002 года, в котором участвовали географы, историки, культурологи и краеведы. Участники той конференции, как указывалось, единодушно пришли к выводу, что «великая граница между Европой и Азией трижды пересекает участок Московского тракта между Первоуральском и Екатеринбургом», что она также проходит через муниципальное образование «Город Екатеринбург» в западной его части. Второй была крупная Всероссийская научно-практическая конференция «Екатеринбург: от завода крепости к евразийской столице», проводившаяся в Екатеринбурге 23-24 мая 2002 года. На этой конференции проблеме границы было посвящено несколько докладов, и в резолюции конференции в числе прочего было заявлено:

  • 3. Считать научно обоснованным исторически сложившееся проведение границы Европы-Азии по водоразделу горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий. В связи со сложным рисунком во­дораздельной линии реальное положение границы в конкретных точках может быть выбрано в пределах некоей полосы, осевой линией которой является водораздел. Пограничная полоса близ г. Новоуральска, г. Первоуральска и дер. Курганове Полевского района проходит через точки: гора Висячий камень, гора Котел, гора Чубарова, гора Березовая, «Чусоводстрой», Варначьи горы, гора Хрустальная, пос. Чусовское озеро, северные окрестности дер. Курганове. При этом она пересекает западную и юго-западную части Муниципального образования «Город Екатеринбург».


Опираясь на решение этой конференции, Муниципальное предприятие «Столица Урала» установило в августе 2004 года на 17 км Нового Московского тракта стелу, обозначающую прохождение границы между Европой и Азией в этой точке, и было заявлено о строительстве в будущем здесь грандиозного 180-метрового обелиска, напоминающего Эйфелеву башню.

Однако, следует заметить, что формулировка резолюции конференции отличается неточностью и неопределенностью. Вчитайтесь внимательно! И попробуйте представить себе «водораздел горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий». Что это такое?! Исторически возникло две точки зрения о прохождении границы между Европой и Азией на Средней Урале.

 1) граница проходит по Уральскому хребту, по водоразделу Европейских и Азиатских рек;
 2) граница проходит по восточным предгорьям Уральского хребта.

Можно видеть, что в резолюции получилась смесь того и другого: граница проходит «по водоразделу горной полосы Среднего Урала и восточных предгорий». Если восточные предгорья, то не водораздел! Проведение же границы по предгорьям невозможно, так как нельзя получить однозначной линии, если не задать определенную высоту рельефа местности, что никем никогда не было сделано. Получилось что-то вроде линии, лежащей между водоразделом и восточными предгорьями. Очевидно, что в спешке произошла ошибка из-за небрежности, допущенной при редактировании текста резолюции. Некоторые участники конференции после ее окончания жаловались на то, что окончательный тест резолюции не был им представлен для ознакомления редакционной комиссией, что было обещано. Тогда, вероятно, ошибки в тексте были бы исправлены. Вкравшиеся ошибки снижает научную значимость резолюции, точнее не позволяют ей пользоваться. В резолюции была допущена еще одна ошибка, а именно неправильно показана сама граница в точке ее пересечения с Новым Московским трактом. Но об этой ошибке будет сказано далее.

Итак, как идет граница между двумя континентами? По крайней мере в XV –XVI вв Уральский хребет был границей между Казанским и Сибирским ханствами и воспринимался как граница Сибири (тогда никто, естественно, не знал об огромности Сибири, Сибирью было само небольшое Сибирское ханство). После присоединения обоих ханств к Московскому государству эта граница практически оставалась границей между Сибирскими землями и лежащими к западу от Урала старыми Московскими уездами.

Впервые в печатной форме в мировой научной литературе идея о проведении границы между Европой и Азией была обоснована шведским ученым Филиппом Иоганном Страленбергом в 1730 году. В его книге «Северная и восточная часть Европы и Азии» (Stralenberg Ph.I. “Das Nord- und Ostliche Teil von Europa und Asia”, – Stockholm, 1730) этому вопросу было уделено 22 страницы. При этом в книге отмечалось, что эта точка зрения принимается «без колебаний» «новыми географами» (Архипова Н.П., Ястребов Е.С. Как были открыты Уральские горы, 1990). В 1736 году В.Н. Татищев в своей книге «Общее географическое описание всея Сибири» (опубликованной только в 1950 г) утверждал, что именно он подсказал Страленбергу эту мысль в бытность пребывания того на Урале, и еще раз подтвердил точку зрения, что границей между Европой и Азией является проходящий по Уральским горам водораздел. С этого времени вопрос о прохождении границы между континентами по водораздельной линии Уральских гор практически сомнениям не подвергался.

Автору в свое время довелось видеть в США карту СССР (Russia), на которой территория страны была окрашена в два цвета. Территория СССР к западу от водораздельной линии Уральских гор была окрашена в темнозеленый цвет, а лежащая к востоку от этой линии была окрашена в светлозеленый цвет. На вопрос - Что бы это значило, что это за светло-зеленое территориальное образование в СССР? - последовал ответ – It is Siberia (Это Сибирь). Запад до сих пор помнит, что земля, которая лежит к западу от Урала (от его водораздельной линии) – это не Россия, а Сибирь, когда-то завоеванное Сибирское Царство, колония Росси

Как идет линия водораздела? От побережья Карского моря водораздельная линия Уральского хребта (см. карту 1) является административной границей между Ненецким автономным национальным округом и Республикой Коми с запада и Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока. Линия водораздела хорошо видна практически на любой карте. Хорошо видно, что все реки слева от этой линии текут на запад, в бассейн Волги, а все реки справа от нее, текут на восток, в бассейн Оби.

Далее водораздел является административной границей между Пермской областью с запада и Свердловской областью с востока. И лишь после обелиска на границе Европы и Азии у станции «Азиатская» Горно-заводской дороги (Н. Тагил - Пермь) водораздельная линия хребта проходит по Свердловской области (см. карту 2). Она идет параллельно железной дороги Кушва – Н. Тагил – Верх-Нейвинск - Калиново, к востоку от нее. Южнее озера Таватуй железнодорожная линия сворачивает на восток к Екатеринбургу, а линия Уральского хребта продолжается примерно на юг в направлении горы Волчихи. Однако, водораздел не доходит до Волчихи, а, достигнув горы Березовой (409 м), у южного склона которой на старом Московском тракте стоит исторический обелиск, отмечающий границу Европы и Азии, поворачивает на восток, к Екатеринбургу.

При внимательном рассмотрении карты обнаруживается, что старейший столб на старом Московском тракте, к которому традиционно приезжают туристы и гости города, установлен не точно на границе Европы и Азии, а немного южнее. Тракт срезает южный склон горы Березовой (409 м), а, следовательно, собственно водораздел проходит через вершину горы, к северу от дороги. Гора же Волчиха (526 м), самая высокая в этом районе, лежащая к югу от горы Березовой, к которой, казалось бы, должен идти водораздел, практически отделена от г. Березовой речкой Ольховкой, впадающей в Чусовую, и еще одной речкой, текущей параллельно Ольховке в том же направлении, к югу от нее. (Все эти речки хорошо видны на любой карте окрестностей города масштаба 1:100000, в том числе на крте, помещенной на этом сайте). Можно видеть, что Старый Московский тракт от горы Березовой до села Новоалексеевского идет иногда точно по водоразделу, иногда чуть южнее его. Лишь перед самым селом он впервые входит в Азию, но проходит по территории Азиатского континента лишь на протяжении 10 верст. Пройдя через село Новоалексеевское, а также деревни Хрустальная и Новые Решеты, Старый тракт поднимается на перевал через Варначьи горы (южнее ж.д. ост. 1638 км) и тут снова возвращается в Европу, территорию которой тракт в этот раз пересекает на протяжении примерно 3-4 верст. И лишь примерно около вновь установленной стелы (точнее в 1-2 верстах к западу от нее) Старый Московский тракт, который проходит здесь рядом с Ново-Московским, окончательно входит на территорию Азиатского континента.

Что касается Нового Московского тракта, то он в первый раз (при движении с запада) пересекает линию границы Европы и Азии на уровне села Ново-Алексеевского, примерно на 30-м километре тракта от Екатеринбурга (333 км от Перми). Это вторая выемка к востоку от развилки на Ревду, расположенная в 1,5 км к западу от развязки к с. Ново-Алексеевскому. От этой точки тракт на протяжении 10 км идет по территории Азии, но вновь въезжает в Европу на небольшом перевале, на 23-м километре от Екатеринбурга (353 км от Перми), вскоре после моста через реку Решетка и объездную железную дорогу Решеты – Арамиль. Окончательно тракт входит в Азию на 20-м километре от Екатеринбурга (341 км от Перми), около высоты 322 м. В этой точке хорошо видно, что дорога поднимается на перевальную точку, причем с южной стороны дороги вдоль нее видно мощное скальное обнажение выемки, сделанной в склоне этой горы. Здесь достаточно прочертить вертикаль на скалах, чтобы продемонстрировать место пересечения водораздельной линии. Эта точка находится примерно в 3 км к западу от места, где установлена временная стела, поставленная в память будущего Большого Мемориала.

Предприятие «Столица Урала» при выборе места для установки обелиска использовало рекомендации Конференции 2002 года, в которой было указано, что водораздел пресекает Новый Московский тракт по линии Варначьи горы – гора Хрустальная, и это оказался 17 км. Но эта линия рассечена речкой Светлой, которая в начале ХХ века впадала в Исеть, а теперь теряется в болотах около Верх-Исетского пруда. Возможно, авторы резолюции упомянули гору Хрустальную, как ближайший ориентир к высоте 322 м, не имея в виду соединять саму Хрустальную с Варначьими горами. Но тогда этой вольностью они подтолкнули предприятие «Столица Урала» к установке стелы не на правильном месте.  

Если бы речка Светлая относилась к бассейну Чусовой, то линия водораздела к западу от Варначьих гор достигала бы горы Светлой у Палкинского торфяника, вблизи от берега Верх-Исетского пруда, а потом, сворачивая на юг, достигала бы горы Хрустальной. В этом случае граница проходила бы не на 17 километре Ново-Московского тракта, а на 14 километре. Такая точка зрения высказывалась в предыдущие годы. Этой точки зрения придерживался участник конференции 2002 года директор туристского предприятия «Променад» А.В. Умников. Граница в этом случае проходила бы в идеально выгодном для города месте – в точке, с которой видны городские здания. Но речка Светлая принадлежит бассейну Азиатских рек, и все, что находится к востоку от Варначьих гор, в том числе гора Хрустальная, принадлежат Азиатскому континенту.

Особенность водораздела Европа – Азия у Екатеринбурга состоит в том, что после села Новоалексеевского линия водораздела идет не по высоким горам. Это самый низкий участок водораздела, настолько низкий, что именно через него в начале ХХ века планировалось првести судоходный канал Волга – Обь, а в 1945 году здесь был проведен канал Чусовая – Решетка - Исеть, для снабжения города Свердловска питьевой водой.

Далее от высоты 322 м, где бы должен стоять будущий Мемориал, водораздел направляется на юг к высоте 358 м параллельно речке Светлая, с запада от нее, затем сворачивает к пос. Медный, после чего направляется практически на юг (на юго-юго-восток) к пос. Курганово (где стоит еще один обелиск Европа-Азия), затем до ст. Мраморское, после чего идет на юг параллельно Челябинской железной дороге.

В Челябинской области водораздел проходит к западу от Челябинской ж.д., но не доходя до вершины Большой Иремель (1582 м) граница Континентов с водораздела переходит на реку Урал, после чего проходит по Большому Кавказскому хребту, по южному берегу Черного моря. На Босфоре на территории города Стамбула и в Дарданеллах Азия в последний раз встречается с Европой.

Впрочем на различных картах этот участок границы континентов указывается по-разному. Иногда граница проходит сначала не по истоку Урала, а по притоку Урала – реке Сакмаре. Иногда граница идет южнее по водоразделу хребта и переходит на реку Урал там, где она пересекает хребет.

Имеется точка зрения, что граница должна продолжаться к югу от Миасса не по Уралу, а по Уральскому хребту и далее до гор Мугоджары, а далее по р. Эмбе до Каспийского моря. Но тогда границу однозначно до Эмбы не провести, ибо она перестает идти по единственному водоразделу. Поэтому Страленберг и Татищев и выбрали с самого начала Урал, а не Эмбу. 

Имеется точка зрения, что граница должна проходить по восточным предгорьям Уральского хребта. Но тогда тем более нельзя провести точную границу, так как тогда сначала нужно договориться, какую высоту рельефа надо выбрать для проведения такой линии, которая к тому же станет очень извилистой, заходящей глубоко в долины рек.

Границы испокон веков проводили по водоразделам, поскольку тогда граница оказывалась единственно возможной, что сводило к минимуму пограничные споры. Для их разрешения достаточно было взглянуть на карту, и для контроля выехать на местность.

Возникает вопрос, почему ошиблись предки, установив обелиск у горы Березовой? Вероятно, место у горы Березовой, на которой установлен исторический обелиск 1837 года, по случаю посещения этого места наследником цесаревичем Александром Николаевичем (будущим императором Александром Вторым), исторически рассматривалось путешественниками, как место пересечения Уральского хребта. При движении с запада северная часть Хребта, от горы Чернижной на севере до горы Березовой, и идущая к югу полоса гор, включающая гору Волчиху, а далее горы в районе Дегтярки, воспринимались как один хребет. Но хребет рассечен долиной Чусовой, которая принадлежит к бассейну Волги, а потому не является единой водораздельной линией. Геологи говорят, что Чусовая, когда-то впадавшая в Исеть, много миллионов лет назад прорвалась на запад, сменив Азиатский бассейн на Европейский. Однако, простым путешественникам (и администраторам) это не было очевидно. В то же время в этой точке дорога поднимается на небольшой перевал на южном склоне горы Березовой, что создавало иллюзию, что это перевал через весь Уральский хребет и врата в Сибирь. Утверждается, что здесь каторжники целовали землю, прощаясь с оставшейся за Хребтом Россией (Сибирь каторжниками Россией не считали). Поэтому, когда встал вопрос о том, как развлечь Наследника, и где показать ему границу Европы с Азией, то выбрали эту точку.

Парадокс окрестностей Екатеринбурга состоит в том, что и Старый Московский, и Новый Московский тракт не один раз пересекают границу Европы и Азии. Поэтому на Новом Московском тракте должны стоять три знака («30 км», «23 км» и «20 км»). Первый («30 км») мог бы символизировать Врата в Европу, а ближайший к Екатеринбургу («20 км», но не «17-й»), находящийся практически в черте города, мог бы символизировать Врата в Азию.

А на Старом Московском тракте к историческому обелиску у горы Березовой следовало бы добавить также три знака в упомянутых ранее точках: западнее с. Новоалексеевского, восточнее с. Решеты и завершающий знак (ворота в Азию) – на просеке в Варначьих горах.

В этом случае у города возник бы целый туристский комплекс, который можно было бы эксплуатировать в разных режимах:
А) программа минимум – выезд на «20 км»; 
Б) средний вариант – посещение всех семи мемориалов: сначала на Ново-Московском тракте – «20 км» – «23 км» и «30 км», а затем на Старо-Московском тракте – обелиск у горы Березовой – обелиски у Ново-Алексеевского – за Решетами и на Варначьих горах – далее по просеке возвращение в город (кстати по этой просеке в будущем пройдет восточное полукольцо ЕКАД – Екатеринбургской кольцевой автодороги);
В) программу максимум могла бы составить «Туристская тропу по границе Европа – Азия» от горы Березовой до ст. Мраморское или ст. Станционный Полевской (с любым расширением на север или на юг).

Учитывая сложность и ненаглядность прохождения водораздельной линии, разделяющей Европу и Азию, необходимо у каждого обелиска или стелы устанавливать стенд с картой и указанием расположения всех обелисков на границе в районе Екатеринбурга.

Однако, учитывая, что в настоящее время имеются серьезные основания сомневаться, в том, что выбранное предприятием «Столица Урала» место для установки ближайшего к городу знака границы Европа-Азия выбрано правильно, необходимо осуществить дополнительное обсуждение этого вопроса с учеными - специалистами гидрографами, геологами и географами – сотрудниками УрО РАН, ведомственных НИИ и ВУЗов Екатеринбурга. Некорректность в установке знака, который должен быть источником привлечения зарубежных туристов, недопустима. Нельзя продавать гнилой товар! Установить же ошибочность установки знака на водоразделе иностранный специалист сможет легче нашего, имея более легкий доступ к правильным картам. Водораздел однозначен и легко определяется на карте и при прохождении местности.  

В будущем, в соответствии с утвержденным Генеральным планом развития и строительства города, западная граница города будет включать станцию Флюс. Поэтому все перечисленные здесь значимые точки границы между Европой и Азией на Старом и Новом Московском трактах войдут в черту города. Это позволит в рекламных туристских проспектах демонстрировать тот факт, что Екатеринбург не только «Первый Азиатский город», как это сейчас указывается на плакатах около Мемориала, но что это город, западная часть которого находится в Европе, а восточная - в Азии. Отдельные участки города, возможно, входят в черту города даже теперь, даже при условии прохождения границы на 20-м километре. Но даже если их пока нет, то лучше не ставить знак границы Европа-Азия ближе истинного места только для того, чтобы он уже сейчас стоял в существующих границах муниципального образования. Все равно в будущем в пределы города войдут все границы.

Если же уже теперь в черте города имеется хотя бы небольшой кусочек Европы, то можно было бы уже сейчас Администрации города обратиться к руководству ТВ канала “Euro News” («Евро-Ньюз») с предложением включить Екатеринбург в число городов, погода в которых указывается на метеорологической карте Европы. Он мог бы быть указан, как самый восточный из крупных городов Европейского континента. Присутствие Екатеринбурга на этой карте вместе с Москвой и Петербургом было бы и дополнительной, наглядной демонстрацией того, что Екатеринбург – это третья столица России. И оно гораздо более оправдано, чем помещение там Владивостока, что почему-то сейчас практикуется в “Euro News”.

Итак, граница между Европой и Азией в районе Екатеринбурга проходит следующим образом:

От горы Чубаровой (508 м) водораздел идет между реками Ельничная и Талица, текущими в Чусовую (в Европу) с запада и реками Большая и Малая Северка и Обманка, текущими в Решетку (в Азию), с востока. У горы Березовой (409 м) водораздел поворачивает на юго-восток и идет между ручьями Студеный и Теплый (к северу от дороги), впадающими в р.Решетку (в Азию), и ручьем Топкий (к югу от дороги), впадающим в Чусовую (в Европу). Затем водораздел проходит по высотам 332 м (у станции Чусоводстрой, где через водораздел проходит канал Чусовая-Исеть, снабжающий водой Екатеринбург) и через высоты у урочища Ржавое болото огибает с юга села Хрустальная и Решеты, выходя на высоту Липовая (335 м), затем идет на северо-восток по Варначьим горам, через высоту 320 м, и на высоте 339 м он круто сворачивает на юго-запад к высоте 322 м у южной обочины Нового Московского тракта. На всем протяжении от Чусоводстроя слева, с севера, протекает р. Решетка (Азиатского бассейна), а справа, с юга, - ручьи и болота, снабжающие озера Половинное и Глухое, воды из которых текут в Чусовую (в Европу). Далее граница от высоты 322 м идет с севера на юг до высоты 302 м у пос. Медное, затем идет на юго-юго-восток через Курганово (где стоит обелиск на Полевском тракте) до пос. Мраморского, после чего направляется на юг, идя параллельно с Челябинской веткой, к востоку от нее.


 
Ниже приводится перечень высот и ориентиров, по которым проходит Граница Европа – Азия у Екатеринбурга. Составлено по книгам:

1.Топографическая карта масштаб 1:100 000 «Окрестности Екатеринбурга»;
г. Екатеринбург: Изд. Военно-топографическая фабрика УрВО, 2000 г., 34 с.

2. Средний Урал. Центр Свердловской области. Туристский атлас. Километровка.
г. Екатеринбург: Уральская картографическая компания, 2004 г., 80 с.

Основные ориентиры водораздельной линии в районе Екатеринбурга:

Направление С-Ю
гора Чернижная, 508 м
Рыжанкова, 449 м [квадрат 23]
гора Котел, 495 м [квадрат 39]
высота 435 м [квадрат 46]
гора Листвяная, 516 м [квадрат 61]
гора Барашек 465 м [квадрат 63]
гора Чубарова, 508 м
высота 441 м [квадрат 12]
высота 375 м (к западу исток р. Талица, к востоку исток р. Решеты) [квадрат 111]
Обелиск Европа-Азия у ж.д. станции Вершина
Обелиск Европа-Азия на старом Московском тракте у горы Березовая, 409 м
 

Направление З-В
высота 344 к востоку от пос. Новоалексеевское [кв 124]
высота 332 у ст. Чусоводстрой
гора Ржавая, 346 м (к западу от урочища Ржавое болото) 
высота 353 м (к востоку от урочища Ржавое болото)
гора Липовая, 335 м, к востоку от пос. Решеты
гора Варначья, 320 м, к югу от ж.д. остановки 1638 км
гора Варначья, 399 м

Направление С-Ю
высота 322 на 20 км Нового Московского тракта
высота 358 м
высота 301 м у Березовый ключ
высота 302 м у пос. Медный
высота 320 м
высота 330 м
высота 383 м
высота 336 м
гора Заячья, 340 м
высота 360 м
гора Большой Бугор, 385 м
обелиск Европа-Азия у пос. Курганово на Полевском тракте
высота 390 м, к востоку от пос. Мраморское
высота 450 м
высота 418 м
высота 429 м
высота 380 м к востоку от пос. Станционный Полевской
далее вдоль Челябинской ж.д., к востоку от нее:
высота 413 м
высота 456 м

 

Источник: http://www.europa-asia.narod.ru

Похожие темы
Мы будем Вам благодарны если Вы оставите отзыв:

Имя:
Текст:
Код подтверждения
     

Отзывов нет.